Страничка психолога

Пренебрежение основными нуждами ребенка и его последствия

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе. Особенно это значимо для детей до 5-летнего возраста, поскольку в этот период детства происходит быстрый рост на фоне утраты пассивного иммунитета, передаваемого от матери (после отнятия от груди) и недостаточно развитой собственной иммунной защиты против инфекций. В этот период неадекватное возрасту питание или его недостаток приводят не только к задержке развития неорганической природы, но и являются потенциальной угрозой для жизни. К. Хоббс и X. Хэнкс (Hobbs, Hanks, Wynne, 1993) перечисляют следующие признаки физической и психической задержки развития.

Физические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • тело худое, истощенное, тонкий подкожно-жировой слой, худые руки и ноги;
  • стопы и ладони могут быть отечными, покрасневшими и холодными;
  • живот большой, вздутый;
  • волосы тусклые, тонкие, висят клочками, выпадают;
  • физическое развитие может быть нарушенным, включая плохую осанку.

Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

  • задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
  • эмоциональная сфера: растерянность, беспокойство, сниженный эмоциональный фон, депрессия, фрустрированность, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству, негативизм.

Наиболее часто задержка развития неорганической природы, особенно в раннем возрасте, наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше. Так, в одной семье 5-летняя девочка кормила свою младшую 8-месячную сестру, поскольку мать беспробудно пила и уходила из дома. Соседка научила девочку варить кашу, но девочка не могла знать, что нельзя самой есть и тем более кормить маленького ребенка немытыми незрелыми яблоками. В результате оба ребенка были госпитализированы с тяжелой формой кишечного заболевания.

Причиной неправильного вскармливания детей может быть также отсутствие соответствующих навыков (у юных родителей), низкая медицинская активность, социальные факторы — бедность, безработица. Более трудными для выявления причин неполноценного вскармливания, чем асоциальные факторы и бедность, являются позиция родителей, их стиль жизни. Например, родители, которые были убежденными вегетарианцами,  настаивали на том, чтобы и ребенок следовал их пищевым привычкам. В результате ребенок не получал бы мяса, рыбы, яиц, молока — то есть тех продуктов, которые содержат необходимые для роста и развития детей белки и минералы.

Ребенок может и сам отказываться от пищи, имея опыт насильственного кормления, когда ему в рот торопливо запихивали еду, больно тыкая ложкой в десны, или пища была слишком горячей, куски слишком большие, и он давился. Причиной отказа от еды может быть и отсутствие эмоционального контакта ребенка с кормящим лицом, а также перенесенное ребенком сексуальное насилие (впоследствии ребенок избегал пищи с запахом и консистенцией, которые напоминали ему подробности насилия).

Наиболее частые отговорки матерей, чьи дети имели задержки в развитии:

  • не беспокойтесь, у нас в семье все «мелкие»:
  • ребенок слишком подвижен, потому такой худой;
  • он наберет вес, когда будет старше;
  • организм ребенка сам знает, сколько ему надо.

Большое значение имеет также образ жизни, связанный с культурными, национальными и религиозными особенностями. Результаты исследований выдающихся отечественных психологов — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их последователей свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. Характер взаимодействия ребенка с ухаживающим лицом — привязанность, по Дж. Боулби, — влияет на поздние взаимоотношения. От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение. Таким образом, ребенок использует свой опыт привязанности для создания, по выражению Дж. Боулби, «внутренней рабочей модели», которая становится руководством для его последующих межличностных отношений. Отсутствие в раннем возрасте эмоциональной стимуляции, любви, заботы, поддержки ребенка со стороны взрослых, то есть пренебрежение эмоциональными нуждами ребенка, нарушает его психическое развитие и является фактором риска для возникновения психопатологических расстройств в более старшем возрасте: нарушений познавательной деятельности, социального функционирования, расстройства взаимоотношений, низкой самооценки

К пренебрежению основными нуждами ребенка относятся также необращение родителей за медицинской помощью при наличии у ребенка заболеваний, необоснованный отказ от прививок, от обращения за психиатрической помощью, игнорирование необходимости психологической помощи при наличии проблем поведения, эмоциональных расстройств. Все чаще приходится встречаться с тем, что родители не считают нужным дать образование своему ребенку, хотя, согласно Семейному кодексу, это является их обязанностью.

свернуть

Эмоциональное насилие над детьми в семье

В данной статье будем обсуждать только эмоциональное насилие над детьми. Многие родители знают, что подобные методы воспитания негативно влияют на ребенка, но зачастую они даже не подозревают как домашняя тирания и прессинг могут неблагоприятно влиять на развитие молодого организма и психологическое состояние ребенка.

Что это такое – эмоциональное насилие?

Постоянное или кратковременное, с периодичностью, психологическое давление в виде оскорблений, угроз, завышенных требований, суровых наказаний и многие другие действия со стороны взрослых по отношению к детям. Психологи, глубоко изучив данную проблему, сделали выводы – психоэмоциональный террор в семье наносит такой же колоссальный ущерб и вред на детей, как и сексуальное и физическое насилие.

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование - самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие - мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не уберешься игрушки, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным - умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Почему родители так поступают?

Есть несколько причин, вот некоторые из них:

- недостаток знаний, собственный негативный опыт;

- экономические проблемы в семье;

- плохие взаимоотношения между супругами, разлад, недопонимание - социальная незрелость, безответственность;

- любая химическая зависимость – алкоголь, наркотики.

Эмоциональное насилие сложно распознать, ведь нет явных видимых признаков в виде синяков, ссадин и ран на теле, поэтому подобное давление и нажим на детей считается самым коварным видом насилия, который мешает личностному росту и здоровому формированию детей.

Признаки эмоционального насилия над ребенком

- замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями,   агрессивность;

- неуверенность в своих поступках;

- некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;

- недоверие к окружающим, к близким в том числе;

- не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;

- неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;

- нарушение сна, аппетита;

- надуманные страхи;

- частые болезни.

Как только родители заметят данные симптомы, следует срочно провести «чистку» в воспитательном процессе и сделать соответствующие выводы.

Что делать родителям?

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

свернуть

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей- каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной  личности. Поощрение- сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «куплю конфету - не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для шко­лы. Редко используется психологическая форма, т.е. та­кие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сер­дитость, в крайних вариантах - гнев).Естественно, что использовании психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Ма­каренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, по­ка не научишься    произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными   оттенками в голосе.

Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь - не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть, как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Пе­редозировка похвалы вредна.  Ограничители:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», же­лательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования     к норме похвалы

                                                                                                                          

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

 

1.Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала- пособие и подарок для неимущих.

2.Дети с обоснованным комплексом

«сверхполноценности» (действительно талантливые дети).Для них похвала- гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих.Если детей не хвалить, они не «завянут», но и не «расцветут».

3.Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им пох­вала в принципе вредна, но без нее они не могут обхо­диться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реаль­ных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

 

Типы похвалы

 

  1. 1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похва­лой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

 

  1. «Аванс» - это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера прев­ращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет - это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

 

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

 

 Можно выделить следующие типы «аванса»:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, незави­симо от реальности;

б) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

в) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

 

Используя «аванс» как тип похвалы, следует не перес­тупать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

 

  1. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

 

  1. 4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разгово­ре с другим человеком как бы между прочим сказать доб­рые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5.«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Ис­пользуется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов».

Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

 

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует пом­нить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении нака­заний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает вну­шающим воздействием, если оно соответствует проступ­ку и применяется редко.

 

Рекомендуемые формы наказания

  1. вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  2. лишение поощрений и привилегий;
  3. осуждение поведения.

 Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

 

  1. Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
  2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
  3. Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказы­вать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий слу­чай», даже если кажется, что вы слишком добрая/ый и мягкая/ий.
  4. За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
  5. Запоздало не наказывать - за давностью все списыва­ется.
  6. Наказан - значит, прощен; страницу жизни перевернул - никаких напоминаний.
  7. Любое наказание не должно сопровождаться унижени­ем, не должно рассматриваться   как  торжество   силы взрослого над слабостью ребенка.
  8. Ребенок не может не огорчать - это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

 

Нельзя наказывать лишением любви!

свернуть